ПУБЛИКАЦИИ


Гитара - это вечный поиск (Владимир Пучков, «Мир гитары»)

Даже знакомые всему миру композиции звучат в исполнении литовского гитариста Альгимантаса Паулюкявичуса свежо и необычно. И дело здесь не только в виртуозной игре исполнителя. Значительную часть своего времени музыкант проводит в библиотеках и архивах разных стран мира, разыскивая неизвестные современным поклонникам гитары вариации шедевров мировой классики.

Исполнением одного из них, пьесы «Зеленые рукава», начался второй день девятого «Мира гитары» — по единодушному признанию ведущих и зрителей — самый тихий и романтичный. Еще бы! В концерте звучали скрипка, виолончель, клавесин, барочные инструменты XV-XVI веков.

Тем не менее, известная всему миру пьеса, занимающая достойное место в репертуаре Виктора Зинчука, Карлоса Сантаны, других современных музыкантов, была в программе вечера вполне уместной. Ведь звучал до сих пор неизвестный ее вариант, датированный XVI веком, и обнаруженный Паулюкявичусом в Дублинской библиотеке.

Едва отзвучал последний аккорд и благодарные аплодисменты зрителей, музыкант преподнес залу новый сюрприз — «Сарабанду» га-моль Баха в гитарном исполнении. Не считаю себя знатоком классики, но всегда казавшийся мрачноватым философом композитор был на этот раз совсем другим: легким, прозрачным, будто летящим на крыльях любви.

Хотя, признается музыкант, гитаристы обычно бояться играть Баха, настолько сложно уловить все нюансы его произведений. Какая-то фальшь здесь просто недопустима — любая неточность «бьет» не только по слуху, но и по чувствам. Впрочем, самому Альгису бояться совершенно нечего. Играет он вдохновенно до самозабвения, и награду получает соответствующую: любовь зрителей.

Признаюсь, для меня лично выступление Альгимантаса Паулюкявичуса было открытием. Влюбленный в гитару музыкант представил возможности инструмента во всем многообразии и богатстве. Звучание гитары было одинаково гармонично и в «Литовской сюите», написанной Юрисом Гайжаускасом специально для гитары и в «Астуриусе», первоначально предназначенном Исааком Альбенисом для исполнения на фортепьяно.

Но самое главное, что удалось музыканту — создать особую атмосферу, в которой не было посторонних. Ведь всех присутствующих в зале объединила ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГИТАРА.

  • Альгимантас, с чего началось ваше увлечение гитарой?
  • Началось все банально. Когда мне исполнилось девять лет, мама решила, что бесцельно слоняться по двору — не для меня. Она долго думала, чем бы меня занять, потом взяла за руку и отвела в музыкальную школу. Надо сказать, что мне повезло — инструмент мне сразу понравился.
  • Существенную часть произведений, которые входят в Ваш репертуар, Вы находите в библиотеках и архивах. Что заставляет Вас заниматься поиском, ведь те же, например, «Зеленые рукава» существуют в достаточно распространенной аранжировке?
  • Поиском неизвестных музыкальных вариаций, популяризацией инструмента занимался мой учитель Сигитас Шилинскас. Он всегда внушал мне — музыкант, особенно гитарист не может просто играть. Это непременно должна быть и научная работа, и просветительская деятельность.
  • В какой из зарубежных стран Вас ожидали наиболее интересные находки?
  • Практически во всех странах мне удавалось находить что-то интересное. Например, в Германии я нашел вариант партитуры оперы «Жоле и Колин», который до сих пор не исполнялся на публике. Однако наиболее богата музыкальными раритетами Италия, наверное потому, что эта нация по природе очень музыкальна.
  • Вы много гастролируете по Европе. Как публика воспринимает старинную музыку, которую Вы играете?
  • Всегда на «ура». Впрочем, это естественно. Во-первых, людям в современном обществе катастрофически не хватает гармонии. А во-вторых, эта музыка проверена не только годами, а столетиями.
  • Как Вам калужская публика?
  • Публика была прекрасная, тонкая, умеющая чувствовать и воспринимать музыку. Но я не делю публику на калужскую, вильнюсскую или дрезденскую. Гораздо важнее другое — есть контакт исполнителя с публикой или нет. В Калуге этот контакт был, и играть было удивительно легко и приятно.

Врез: Строки музыкальной биографии

С 1980 по 1984 год Альгимантас Паулюкявичус учился в Вильнюсском музыкальном училище. В тайны игры на гитаре его посвящал Сигитас Шилинскас — один из основоположников классической гитары в Литве.

В 2000 году Альгимантас Паулюкявичус занял первое место на Международном музыкальном конкурсе в Италии. Он делает фондовые записи для Литовского радио, готовит циклы просветительских программ для детей и юношества. С нынешнего года он является президентом музыкальной ассоциации «Motus Recto». Много гастролирует по старам Европы.



XX юбилейный Международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» пройдет в Калуге с 22 по 26 мая 2017 года

НОВОСТИ
Наша эмблема,
баннеры, ролик,
фестивальная
газета
и презентация

О ФЕСТИВАЛЕ | УЧАСТНИКИ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | СПОНСОРЫ | ПУБЛИКАЦИИ
ОРГАНИЗАТОРЫ | ТРАНСЛЯЦИЯ | КОНТАКТЫ | АФИША

РУССКИЙ
ENGLISH

Login